Бизнес-центр   Управляющая компания    
 
   
   
 
     
 

Невский проспект, дом 30 — краткая историческая справка

 
  Бизнес-центр «Невский 30» располагается в самом центре Санкт-Петербурга в историческом здании, имеющим свою богатую и непростую историю.  
   
     
 

Дом Энгельгардта

 
  В 1759 — 1761 годах на этом месте был возведен великолепный особняк по проекту архитектора В. В. Растрелли. Он был построен для тогдашнего главнокомандующего артиллерией генерала А. Н. Вильбоа. Здание обращает на себя внимание роскошью убранства. Но уже в 1766 году у дома появляется новый хозяин: фельдмаршал А. М. Голицын. После его смерти наследники пытаются продать особняк, но он слишком дорогой и роскошный, и так просто это им не удается.  
     
 
 
  Тогда они сдают его в аренду французу Лиону. Предприимчивый иностранец, пользуясь просторными и роскошными помещениями здания, начинает устраивать здесь платные маскарады. Однако во время Великого поста, когда все увеселительные мероприятия запрещались, мсье Лион сдавал зал под концерты. С этого времени самые знаменитые музыкальные концерты проводятся здесь.
 
     
 

К 1799 году наследники А. М. Голицына все же находят покупателя на этот дом, и здание перехо­дит в руки купца М. Кусовникова, который настоль­ко богат, что может позволить себе любые чудачества. В доме, как и при прежнем хозяине, не перестает звучать музыка. В 1802 году в Санкт-Петербурге организуется Филармоническое общество. Его рождение было ознаменовано исполнением здесь оратории Франца Йозефа Гайдна «Сотворение мира». Здесь выступал хор певческой капеллы под руководством Д. С. Бортнянского. Первым любимцем русской пуб­лики становится Гайдн.

 
     
 
В 1828 году дом переходит во владение дочери Кусовникова Ольги, которая выходит замуж за миллионера с состоянием в 27 миллионов рублей Василия Васильевича Энгельгардта, внучатного племянника князя Г. А. Потемкина.

К 1829 году дом перестраивается по проекту архи­тектора Поля Жако. В нем появляются приводящие всех в изумление роскошная лестница и «готическая» и «китайская» гостиные. В газете «Северная пчела» по этому поводу печатают следующие строки:

«Вот храм вкуса, храм великолепия открыт для публики! Все, что выдумала роскошь, все, что изобрела утонченность общежития, соединено здесь. Тысячи свеч горят здесь в роскошных бронзовых люстрах и отражаются в зеркалах, в мраморах, в паркетах. Отличная музыка гремит в обширных залах, согласные звуки певчих разносятся под позолоченными плафонами».

 
 
     
  С переходом во владение Энгельгардта дом становится местом встреч представителей петербургского света и полусвета. Все здесь пышет роскошью — и великолепие магазинов, ресторанов нижнего этажа, и богатое убранство квартир трех верхних этажей. Сотни петербуржцев стремились побывать на маскарадах у Энгельгардта, проводившихся в главном позолоченном зале. Там имелась даже ложа для императорской фамилии.  
     
 
  Нельзя сказать, что маскарады эти имели чисто «бонтонный» характер. Бывало, что участники маскарадов позволяли себе некоторые вольности. Далеко не все были довольны царившей там обстановкой. По поводу происходившего можно было услышать и такие отзывы:

«Маскарады Энгельгардтова дома... утомляли мундирным однообразием костюмов монахов или пилигримов, маркизов и пьерро... Собрания эти почти постоянно, около трех часов ночи, увенчивались безобразным пьянством в буфете, а иногда и дракою».

Немудрено, что герой лермонтовского «Маскарада» Арбенин был так недоволен тем, что его жена решилась поехать в этот веселый дом одна.

 
     
  Однако не маскарады были главной достопримечательностью дома Эпгельгардтов (они устраивались до 1836 года), а концерты русской и зарубежной музыки. Выступления выдающихся певцов и исполнителей принесли «Филармонической зале» европейское признание. После смерти Энгельгардта в 1837 году вдова часто сдавала помещения для устроения концертов. Именно здесь выступал гастролирующий в Петербурге в 1843 году Фереиц Лист. Здесь же сделал свой первый шаг к славе двенадцатилетний Антон Рубинштейн. В этом зале публика встречалась с такими музыкантами, как Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Иоганн Штраус.

2 февраля 1839 года в доме Энгельгардта праздновалось 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности Ивана Андреевича Крылова.

Но не только балы, маскарады и концерты привлекали сюда петербуржцев. В 1827 — 1842 годах в доме Энгельгардта был открыт «Храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет господина Гамулецкого де Колла», изумлявший посетителей фантастическими зрелищами, основанными на оптических иллюзиях и действиях уникальных механизмов.

В 1823 — 1829 годах в доме Энгельгардта арендовал помещение для своей книжной лавки издатель И. В. Слеюш. Здесь Оленин издал многотомное сочинение Н. М. Карамзина «История государства Российского». В 1829 году в связи с перестройкой дома лавка переезжает на другую сторону Невского проспекта в дом № 27.

Постепенно зал Энгельгардтов начинает терять свое концертное значение. Владелица дома сдает зал Купеческому клубу объединенных обществ. А к 1846 году музыкальная деятельность в доме прекратилась окончательно, и дом был передан торговой фирме. В этот период здесь устраиваются выставки-продажи мануфактуры купцов Гуськова и Калашникова. В 1847 году после большого пожара здание перестраивается и в нем открывается банк. В 1877 — 1890 годах здесь после возвращения из ссылки Лонгина Федоровича Пантелеева, активного члена «Земли и воли», помещалось организованное им издательство. За 30 лет работы оно выпустило свыше 260 книг общим тиражом около 650 тысяч экземпляров.

 
     
 
Кошкин М.И.   Незадолго до революции 1917 года в доме разместилось Северо-Западное речное пароходство, а позднее — учетно-ссудный банк.

С образованием в 1921 году филармонии ей требуется Малый зал, где бы можно было проводить камерные концерты, для этой цели выбирается Лионова зала дома Энгельгардта. В других помещениях дома располагается институт «Гипроникель».

В 1929 — 1937 году здесь жил конструктор танка Т-34 М. И. Кошкин.

 
     
 
Во время блокады в дом попадает бомба, которая практически полностью разрушает фасад. Дом удается восстановить только к 1949 году. 15 мая 1949 года в Малом зале филармонии дается первый концерт.

Грандиозную перестройку дом претерпел при строительстве метрополитена. Одно крыло здания, на углу Невского и канала Грибоедова, для сооружения там наземного вестибюля станции «Гостиный двор» было полностью разобрано, а затем восстановлено, причем внешняя отделка и интерьеры остались такими же, какими они были при Пушкине и Лермонтове.

 
 
 
 
 

Ссылки

Санкт-Петербургская академическая филармония
Санкт-Петербургский Метрополитен