|
|
|
|
Дом Энгельгардта |
|
|
В 1759 1761 годах на этом месте был возведен великолепный особняк по проекту архитектора В. В. Растрелли. Он был построен для тогдашнего главнокомандующего артиллерией генерала А. Н. Вильбоа. Здание обращает на себя внимание роскошью убранства. Но уже в 1766 году у дома появляется новый хозяин: фельдмаршал А. М. Голицын. После его смерти наследники пытаются продать особняк, но он слишком дорогой и роскошный, и так просто это им не удается.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тогда они сдают его в аренду французу Лиону. Предприимчивый иностранец, пользуясь просторными и роскошными помещениями здания, начинает устраивать здесь платные маскарады. Однако во время Великого поста, когда все увеселительные мероприятия запрещались, мсье Лион сдавал зал под концерты. С этого времени самые знаменитые музыкальные концерты проводятся здесь. |
|
|
|
|
|
|
К 1799 году наследники А. М. Голицына все же находят покупателя на этот дом, и здание переходит в руки купца М. Кусовникова, который настолько богат, что может позволить себе любые чудачества. В доме, как и при прежнем хозяине, не перестает звучать музыка. В 1802 году в Санкт-Петербурге организуется Филармоническое общество. Его рождение было ознаменовано исполнением здесь оратории Франца Йозефа Гайдна «Сотворение мира». Здесь выступал хор певческой капеллы под руководством Д. С. Бортнянского. Первым любимцем русской публики становится Гайдн.
|
|
|
|
|
|
В 1828 году дом переходит во владение дочери Кусовникова Ольги, которая выходит замуж за миллионера с состоянием в 27 миллионов рублей Василия Васильевича Энгельгардта, внучатного племянника князя Г. А. Потемкина.
К 1829 году дом перестраивается по проекту архитектора Поля Жако. В нем появляются приводящие всех в изумление роскошная лестница и «готическая» и «китайская» гостиные. В газете «Северная пчела» по этому поводу печатают следующие строки:
«Вот храм вкуса, храм великолепия открыт для публики! Все, что выдумала роскошь, все, что изобрела утонченность общежития, соединено здесь. Тысячи свеч горят здесь в роскошных бронзовых люстрах и отражаются в зеркалах, в мраморах, в паркетах. Отличная музыка гремит в обширных залах, согласные звуки певчих разносятся под позолоченными плафонами».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С переходом во владение Энгельгардта дом становится местом встреч представителей петербургского света и полусвета. Все здесь пышет роскошью и великолепие магазинов, ресторанов нижнего этажа, и богатое убранство квартир трех верхних этажей. Сотни петербуржцев стремились побывать на маскарадах у Энгельгардта, проводившихся в главном позолоченном зале. Там имелась даже ложа для императорской фамилии.
|
|
|
|
|
|
|
|
Нельзя сказать, что маскарады эти имели чисто «бонтонный» характер. Бывало, что участники маскарадов позволяли себе некоторые вольности. Далеко не все были довольны царившей там обстановкой. По поводу происходившего можно было услышать и такие отзывы:
«Маскарады Энгельгардтова дома... утомляли мундирным однообразием костюмов монахов или пилигримов, маркизов и пьерро... Собрания эти почти постоянно, около трех часов ночи, увенчивались безобразным пьянством в буфете, а иногда и дракою».
Немудрено, что герой лермонтовского «Маскарада» Арбенин был так недоволен тем, что его жена решилась поехать в этот веселый дом одна. |
|
|